Энергокризис в Кыргызстане: почему страна не может отказаться от мазута и угля
На саммите в Глазго президент Кыргызстана Садыр Жапаров рассказал о планах страны сократить выбросы парниковых газов почти наполовину к 2030 году, а к 2040-му полностью отказаться от мазута и угля. Сделать это сейчас республика не может, передает корреспондент «МИР 24» Бекмамат Асанбеков.
Этого угля хватит, чтобы сохранить тепло в доме на несколько часов. На всю зиму Бексултану понадобится четыре тонны.
Но электрический котел Бексултану отключили энергетики. Приходится греться по старинке и тратить все, что «нажито», на уголь. Сейчас тонна стоит порядка 55 долларов. При средней зарплате в 220. Цены на топливо взлетели почти на треть.
В компании «Кыргызуголь» – она основной добытчик угля в стране – кивают на посредников. Мол, покупают тонну по одному тарифу, а продают населению в три раза дороже. Все якобы из-за возросших транспортных расходов. Но уголь – это пока единственный выход из энергетического кризиса, в котором оказалась страна.
Все из-за нехватки воды на самой большой в стране Токтогульской ГЭС. Чаша водохранилища вмещает в себя почти 20 миллиардов кубических метров. Но сейчас она заполнена только наполовину. Это на 20% меньше, чем еще год назад. Критической считается отметка в 6 млрд кубометров. В этом случае гидроагрегаты вовсе перестанут вырабатывать электричество. Из четырех установок сейчас и так работают две. Еще весной съемочную группу телеканала «МИР» пустили в самое сердце Токтогульской ГЭС – нижнюю часть одного из агрегатов. Раньше там была вода, сейчас пустота.
Токтогульская ГЭС, построенная еще в советские годы, летом обеспечивает водой соседние Узбекистан и Казахстан. А зимой получает от этих стран необходимый объем электроэнергии благодаря объединенной или закольцованной энергосистеме Центральной Азии. Так это работает и сейчас. Кыргызстан отдает соседям воду, а берет электричеством. Недостающий объем докупает у Туркменистана.
«При вхождении в лимит мы пройдем зиму без веерных отключений. На следующий год будем делать мероприятия по накоплению Токтогульского водохранилища», – отметил глава Национального энергохолдинга Таалайбек Байгазиев.
Пока воды в Токтогуле мало, свет надо экономить. Энергетики ходят по частному сектору, опечатывают электрокотлы и запрещают ими пользоваться. Чтобы не замерзнуть, люди включают по несколько обогревателей. В итоге превышают лимит на два-три миллиона киловатт часов ежедневно. Если так пойдет и дальше, никто не исключает аварийных отключений.
Пока вся страна готовится к форс-мажорам. Больница в Чуйской области запасается генераторами. Резервные источники питают роддом, инфекционное отделение и холодильники с вакциной от коронавируса.
Бакыт Аскарбеков уже давно живет по принципу: «На государство надейся, а сам не плошай». Установил у себя на участке солнечные батареи.
«Когда электричество отключают, не можем даже элементарно помыться, воду брать», – рассказал Бакыт Аскарбеков.
От электроэнергии в его доме зависит все – тепло, напор воды в кране и настроение детей – они не любят, когда отключается Wi-Fi. Вот только солнечные батареи – удовольствие не из дешевых. Одна панель стоит три тысячи долларов.
Вывести страну из энергокризиса власти обещают за счет строительства минигидроэлектростанций. Сертификаты на их возведение получили 20 частных компаний. Правительство гарантировало им выкуп электричества на 15 лет вперед. В ближайшие годы планируется построить 200 таких мини-ГЭС.